Вопрос:

Здравствуйте!
Организация является специализированной службой по вопросам похоронного дела, т.е.осуществляет погребение умерших согласно гарантированному перечню услуг на основании Постановления органа местного самоуправления. Согласно ФЗ-8 "О погребение и похоронном деле" (ст.9) спецслужбе расходы на погребение возмещают органы ФСС, Пенсионного Фонда.

Какой орган должен возместить расходы на погребение умерших, личность которых не установлена? В настоящее время эти выплаты производит орган социальной защиты и проверка установила, что поскольку умерший неопознанный, указанные выплаты необоснованны и являются нецелевым расходованием денежных средств. Необходима ссылка на нормы права.

 

Ответ на вопрос:

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального Закона 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон)  погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела  с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

Статья 12  Закона распространяет свое действие на следующие случаи:

- погребение умерших, личность которых известна, при отсутствии супруга, близких или иных родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение;

- погребение умерших, личность которых известна, при невозможности близких или иных родственников, законных представителей осуществить погребение;

- погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.

Можно выделить основные особенности организации погребения, характерные для каждого из перечисленных случаев:

- погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в данном муниципальном образовании. Фактически это означает, что погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории того муниципального образования, где он умер, вне зависимости от его постоянного места жительства и (или) причины нахождения на территории другого субъекта РФ (в другом муниципальном образовании);

- услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела, ограничены гарантированным перечнем услуг по погребению, который продублирован законодателем в пункте 3 статьи 12 Закона.

К числу дополнительных особенностей организации погребения умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, относятся:

- организация такого погребения только с согласия органов внутренних дел;

- способ погребения - только путем предания земле в силу буквального толкования пункта 2  статьи;

- место погребения - специально отведенные для погребения данной категории лиц участки общественных кладбищ.

Статья 12 Закона  развивает положения о беспрепятственной реализации права каждого человека на достойное отношение к его телу после смерти, погребение в соответствии  с гарантированным перечнем услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом  3 статьи 9 Закона.

Пункт 3 статьи  9, к которому, в свою очередь, отсылает пункт 3  статьи 12, не содержит указаний на порядок возмещения затрат, понесенных специализированной службой по вопросам похоронного дела при оказании услуг, связанных с организацией погребения граждан, личность которых не была установлена органами внутренних дел. Однако, как следует из сложившейся судебной практики, такие расходы возмещаются за счет средств субъектов РФ - по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших, поскольку в отношении умерших, тела (останки) которых являются невостребованными, не может быть установлено, что они являются пенсионерами, работающими или членами семьи работающих граждан.

Гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых  не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, неработающих и не являющихся пенсионерами, что позволяет расширительно толковать статьи  9 и 12 Закона.

Этот вывод  поддерживается  в Постановлении ФАС Уральского округа  от 26 сентября 2012 года № Ф09-8618/12 по делу № А50-24724/2011).

В то же время стоимость соответствующих ритуальных услуг определяется органами местного самоуправления и не может быть ограничена размером социального пособия на погребение 

СОЮЗ ПОХОРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КРЕМАТОРИЕВ (СПОК)

191036, Санкт-Петербург, 
ул.1-я Советская, 8

 

 

 

ТЕЛЕФОН PHONE NUMBER

8 (921) 962-48-99 

8 (812) 408-96-48

8 (812) 408-96-17

 

 

 

 

 

Электронная почта E-mail

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ СОЮЗА

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете нашу политику конфиденциальности.

©2013-2017 СОЮЗ ПОХОРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КРЕМАТОРИЕВ (СПОК) 

Union of Funeral Organizations and Crematoriums

На нашем сайте мы стараемся максимально полно собрать новости похоронного бизнеса из разных интернет-изданий. Редакция не несет ответственности за сведения, содержащиеся в перепечатанных материалах. 

Политика в отношении обработки персональных данных (Политика конфиденциальности)