Вопросы Ответы

  • Возможно ли захоронить жену брата без согласия ответственного за захоронение лица? 15.05.2017

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Законно ли будет захоронение рядом с умершим в 1975 году и похороненным в родственной ограде моим отцом (все захороненные являются кровными родственниками) без согласия ответственного лица зазахоронение моего отца? Брат отца хочет похоронить свою вторую жену, которая не приходится родственницей никому из захороненных. Какие документы должен будет предоставить брат моего отца, чтобы осуществить данное захоронение  и сможет ли он это сделать?

     

    Ответ на вопрос:

    Согласно пункта  3 статьи 5 Закона № 8-Фз от 12.01.1996 г.  «О погребении и похоронном деле» близкие родственники    -  дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внучки, дедушка, бабушка. Жена вашего брата не является близким родственником, поэтому она может быть захоронена только в случае согласия ответственного лица за захоронение. В случае возражения ответственного лица,  захоронить жену брата в родственном захоронении не представляется возможным в соответствии с законодательством о погребении.

  • Как заново увековечить память отца? 18.04.2017

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    На месте захоронения было две могилы: моего отца и его двоюродного брата. К сожалению, я порядка 5 лет не посещала могилу. Придя в этом году на кладбище я обнаружила, что гробницы моего отца нет, её место залито бетоном, а на месте его брата памятник обоим усопшим и осталась всего одна гробница. Контактов родственников у меня нет (отец был захоронен в 1975, а брат в 1985). Обратилась в бюро по захоронению, у них тоже нет контактов, но без разрешения второй стороны мне ничего делать не разрешают в плане переустановки гробницы. Как мне быть, чтоб заново увековечить память отца? 

    Официальных документов о захоронении у меня нет (кроме св-ва о  смерти) т.к. на тот момент мне было 1,5 года, но мой папа был первым захоронен, а остальные уже спустя 10 лет. Неужели, это не даёт мне никакого права восстановить папину часть могилы? Мне же не нужна вся часть, речь идёт о том, чтоб вернуть то место, которое ему принадлежало, как минимум 40 лет. В архиве меня записали как родственницу, сообщили квартал, сектор, но никаких документов не предоставили аргументировав, что нет необходимости, т.к. она и так будет числиться за мной. Так что же всё-таки мне делать?

     

    Ответ на вопрос:

    Заново увековечить память отца можно,  если у вас есть  документы  на захоронение вашего отца. Основным документом является удостоверение на захоронение. В данном удостоверении указывается фамилия, имя, отчество  ответственного лица, на которого оно выписано, указывается Ф.И.О. умершего, зарегистрировано захоронение в могилу №    , квартал      , сектор  №     . Если вы являетесь ответственным за захоронение и обнаружили, что на вашем участке было совершено несанкционированное захоронение или как у вас - под слоем бетона не видно могилы вашего отца, вы можете обратиться с письменным заявлением в администрацию кладбища. В случае если администрация не окажет вам помощь, можете обратиться в суд.

    В связи с тем, что у Вас нет официальных документов о захоронении, но  Вас в архиве записали как родственницу, возьмите у них эти документы и обращайтесь в суд. 

  • Куда обращаться с жалобой на бесконтрольные захоронения рядом с земельным участком и домом 12.04.2017

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Здравствуйте! Мой дом и земельный участок прилегают к сельскому кладбищу. Раньше кладбище находилось на приличном расстоянии ( ближайшая могила около 100 м от дома и участка). Теперь находится рядом с забором моего участка. От угла моего дома до ближайшей могилы около 20 метров. Про земельный участок, который предназначен для огородничества, и говорить не приходится ( всего 8-10 метров). И продолжают захоранивать, так как в городе места дорогие, а здесь всё бесплатно и бесконтрольно. Скоро совсем на моём участке хоронить начнут, так как приезжали геодезисты и набивали кольев, сказали что будут по новому кладбище обозначать, готовят проект. Будет от моего участка 3 метра. Будут расширять кладбище под мой забор.

    К кому мне следует обратиться и в какой форме, и как решать вопрос, если санитарной зоны уже не стало из-за постоянных бесконтрольных захоронений?

    Кто должен отвечать за такие бесконтрольные захоронения? На кого в суд подавать , что делать?

     

    Ответ на вопрос:

    Статья 18 Федерального закона  «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ определяет, что «общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления».

    Согласно п.22 ч.1 ст.14, п.17 ч.1 ст.15, п.23 ч.1 ст16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронений.

    В соответствии с действующим законодательством кладбища, расположенные на территории муниципального образования, должны содержаться муниципалитетом.  На земельные участки, занятые под места захоронения, должны быть правоустанавливающие документы.  Вам необходимо выяснить у Администрации, есть ли правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположено  кладбище, кто осуществляет ритуальную деятельность на данном кладбище. Эта информация Вам будет необходима в процессе решения вопроса.

    Одновременно Вам необходимо обратиться  в Управление  Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в вашей области с заявлением провести проверку соблюдения требований санитарного законодательства при эксплуатации кладбища, описав ту ситуацию, которая сложилась около вашего земельного участка, где находится ваш дом. В дальнейшем Ваши действия будут зависеть от результатов проверки, проведенной Распотребнадзором.

    В случае если ответ Роспотребнадзора Вас не удовлетворит, Вы имеете право обратиться в прокуратуру вашего города с жалобой на нарушение санитарно-защитной  зоны при эксплуатации сельского кладбища,  при этом обращаю Ваше внимание на то, что Вы должны иметь правоустанавливающие  документы на свой земельный участок и дом.

     

  • О перерегистрации могилы 23.06.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Уважаемые господа! На Востряковском кладбище Москвы в 1952 году была захоронена моя прабабушка. Могила была оформлена на мою маму  (есть удостоверение). В 2015 году моя мама скончалась и перед смертью изъявила желание покоиться рядом с моим отцом на другом кладбище. 12 мая с.г. я обратился в администрацию Востряковского кладбища для переоформления могилы моей прабабушки на моё имя. Документально я могу подтвердить родство только с моей мамой. Документы, подтверждающие родство с моей прабабушкой, к сожалению, не сохранились. В администрации мне сказали, что переоформление в таком случае невозможно. Прошу сообщить, по какому закону я, как наследник моей скончавшейся мамы, не имею права переоформить на своё имя могилу, собственником которой являлась моя мама?

    Ответ на вопрос:

    В соответствии с п. 2.13 Правил работы кладбищ и крематориев города Москвы, порядка их содержания, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 08 апреля 2008 года № 260-ПП «О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве» одновременно с договором о предоставлении места для захоронения на кладбищах города Москвы и об осуществлении ухода за ним ответственному за захоронение лицу оформляется удостоверение  на захоронение.

    Перерегистрация захоронения (перезаключение договора) на другое лицо возможна только с согласия лица, ответственного за захоронение, и рассматривается в каждом отдельном случае ГБУ "Ритуал" через администрацию кладбищ.

    В соответствии с п.2.14 указанных Правил  ответственному за захоронение лицу предоставляется право принимать решения о том, кто в дальнейшем будет погребен на данном участке, в случае, если лицо является супругом или близким родственником умершего (погибшего) - дети, родители, усыновленные, усыновители, полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки, дедушка, бабушка.

    В случае если ответственное за захоронение лицо не является супругом или близким родственником умершего (погибшего), то решение о дальнейших захоронениях принимается на основании заявления лица, ответственного за захоронение, с учетом предыдущих захоронений, архивных данных по степени родства к захороненным комиссией ранее ГУП "Ритуал" (в настоящее время ГБУ «Ритуал»)

    Для перерегистрации  захоронения в связи со смертью ответственного за захоронение необходимо предъявить  следующие документы:

    Заявление родственника(ов) о перерегистрации захоронения

    свидетельство о смерти ответственного лица, на которого зарегистрировано захоронение;

    документы, подтверждающие  родственные отношения к захоронениям, а при их отсутствии - решение суда;

    удостоверение о регистрации захоронения

    К заявлению необходимо приложить ксерокопии вышеуказанных документов. Если у Вас нет необходимых документов, обратитесь в соответствующие организации с целью получить письменный ответ о том, что в связи с отсутствием архива они не могут выдать данные документы.

    При отказе администрации кладбища и ГБУ «Ритуал» Вы можете обратиться в суд с иском к ответчику ГБУ «Ритуал» об обязании переоформить ответственность за могилу с захоронением вашей прабабушки.

    Судебная практика по данному вопросу чаще всего решает этот вопрос в пользу истца.

  • Действия транспортных компаний при перевозке тел умерших на значительные расстояния 27.04.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Помогите разобраться в сложившейся ситуации: в интернете с каждым днем появляется все больше сайтов компаний,  называющих себя перевозчиками Груза 200, но по сути, это диспетчера, которые передают заказы транспортным компаниям. В свою очередь, транспортные компании собирают сборный груз и везут покойного в простом гробу (т.е. без цинкового гроба) совместно с товарами народного потребления, а иногда и с продуктами питания. Конечно,  у транспортников цена перевозки покойного получается гораздо дешевле, чем у ритуальных компаний, но как же при этом санитарные нормы? Насколько законны действия диспетчеров и транспортных компаний?

     

    Ответ на вопрос:

    В соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее – Санитарные правила), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ  от 28.07.2011 № 84, перевозка умерших к месту захоронения осуществляется специализированным транспортом.

    Однако, действующими Санитарными правилами допускается использование другого вида автотранспорта для перевозки умерших, за исключением автотранспорта, используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания.

    После перевозки гроба с телом умершего транспорт должен в обязательном порядке подвергаться уборке и дезинфекции дезинфекционными средствами, разрешенными к применению в установленном порядке.

    Для осуществления захоронения на территории Российской Федерации тел умерших, доставленных из других государств, необходимо представить документ, подтверждающий отсутствие у умершего особо опасных инфекционных заболеваний и заболеваний неясной этиологии.

    В целях предотвращения распространения особо опасных инфекционных заболеваний трупы инфицированных возбудителями особо опасных инфекций и инфекций неясной этиологии (умерших в лечебных организациях или поступивших в патолого-анатомические отделения для вскрытия) направляются на погребение в оцинкованных герметически запаянных гробах непосредственно из патолого-анатомического отделения.

    При направлении на погребение трупа, умершего от особо опасных инфекционных заболеваний или от инфекции неясной этиологии, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, необходимо получить разрешение органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    Организации, осуществляющие услуги по доставке «Груза 200», прекрасно осведомлены о требованиях к перевозке такого груза, особенно, если требуются услуги авиаперевозчиков или железнодорожного транспорта, а также осуществляется пересечение государственной границы.

    Транспортные компании должны неукоснительно соблюдать требования Санитарных правил, иначе при выявлении нарушений Транспортная инспекция может лишить нарушителя лицензии, а это запрет на осуществление любых грузовых перевозок.

  • Является ли поводом для обращения в ФАС сложившаяся ситуация? 20.04.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Здравствуйте. Подскажите, является ли поводом для обращения в ФАС сложившаяся ситуация. В городе несколько организаций, оказывающих ритуальные услуги. При этом, в случае смерти человека и сообщения об этом факте в медучреждение, на вызов практически одновременно приезжает медицинский работник и всегда без исключения сотрудники одной и той же организации, оказывающей ритуальные услуги.

     

    Сообщаем:

    Ситуация, которая сложилась в вашем городе, когда практически одна и та же ритуальная организация приезжает вместе с медицинским работником по факту смерти человека, может являться предметом рассмотрения в антимонопольном органе вашего города.

    Вы можете обратиться в территориальный орган ФАС России с заявлением и материалами, доказывающими данный факт нарушения антимонопольного законодательства.

    При подаче заявлений необходимо соблюдать порядок, установленный  ч. 1 ст. 44 Закона № 135-ФЗ и п.п. 3.4 и 3.5 Административного регламента.

    Заявление в ФАС может быть подано в двух формах:

    в письменной (путем доставки заявителем лично или курьером под расписку, отправки заказным письмом с уведомлением о вручении);

    в электронной (путем направления электронного документа, в том числе через портал госуслуг).

    Подаваемое в ФАС заявление должно содержать:

    ФИО заявителя;

    адрес места жительства заявителя (физического лица);

    имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подается заявление;

    описание нарушения антимонопольного законодательства;

    существо требований, с которыми обращается заявитель;

    перечень прилагаемых документов.

    К заявлению нужно приложить документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. Если таких документов нет, следует указать причину их непредставления, а также предполагаемые лицо или орган, которые могут выдать такие документы (ч. 2 ст. 44 Закона № 135-ФЗ).

    На документах  необходимо проставление личных подписей заявителя, представляемых на бумаге. Если документы электронные – обязательна электронная подпись заявителя  (п.п. 3.7, 3.9 Административного регламента).

  • Можно ли торговать ритуальной атрибутикой в здании морга? 19.04.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Можно ли торговать ритуальной атрибутикой в здании морга (не оформление похорон)?

     

    Ответ на вопрос:

    Если в настоящее время у Вас есть возможность торговать атрибутикой в морге - торгуйте, так как сейчас  законодательство этот вопрос не регламентирует.

    В новом законопроекте «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», переданном Минстроем в Правительство РФ в апреле 2016 г., пункт 10 статьи 21 запрещает продажу похоронных принадлежностей,  а так же организацию выставки похоронных принадлежностей на территории медицинских учреждений, а  пункт 15  статьи 21  запрещает размещение пунктов приема заказов, юридических лиц (их филиалов и представительств), индивидуальных предпринимателей  в медицинских организациях. 

  • Можно ли убрать с территории больницы бюро ритуальных услуг? 15.04.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Прошу вас ответить, можно ли убрать с территории больницы бюро ритуальных услуг?

     

    Ответ на вопрос:

    Каких-либо ограничений, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, на размещение бюро ритуальных услуг на территориях лечебных учреждений в настоящее время  не существует.

    Чтобы определить законность деятельности бюро ритуальных услуг на территории лечебного учреждения Вам необходимо обратиться  в Администрацию муниципального образования вашего города, так как в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения (аренда земли, зданий, помещений), а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (контроль за предоставлением ритуальных услуг населению).

    Ответ на  вопрос подготовлен  в рамках действующего законодательства. Надо иметь ввиду, что законопроект, подготовленным Минстроем РФ, вводит ограничения и новые требования по этому поводу. После официального опубликования законопроекта, ситуация изменится.

     

  • Может ли быть ответственным за захоронение гражданин другого государства? 14.04.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Здравствуйте, подскажите, может ли быть ответственным за захоронение (организатор похорон, близкий родственник) гражданин другого государства , в моём случае Белоруссии?

     

    Ответ на вопрос:

    В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996  № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – ФЗ-8) исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления, либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего, оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками, либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

    Обращаем Ваше внимание, что положения ФЗ - 8 не несут в себе запрета на захоронение на территории Российской Федерации умерших граждан других государств, равно как и запрета гражданам других государств брать на себя обязанность осуществить на территории Российской Федерации погребение умерших граждан Российской Федерации (на территории бывшего СССР родственные связи сохранились и случаи погребения умерших граждан Российской Федерации родственниками, либо лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение, гражданами других государств могут иметь место).

    Отсюда следует, что ответственным за захоронение на территории Российской Федерации может быть гражданин любого государства.

  • По истечении какого периода возможно повторное захоронение в могилу? 13.04.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, повторное захоронение в одну и ту же могилу возможно производить по истечении какого периода? Регламентируется ли период каким-либо законом? У нас на данный момент это очень острый и болезненный вопрос. Не можем разобраться.

    Спасибо за ответ.

     

    Ответ на вопрос: 

    В соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 № 84, повторное захоронение в одну и ту же могилу тела родственника (родственников) разрешается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по истечении кладбищенского периода (время разложения и минерализации тела умершего) с момента предыдущего захоронения, с учетом состава грунта, гидрогеологических и климатических условий мест захоронения.

    В Российской Федерации в связи с различными геологическими, гидрологическими и климатическими условиями кладбищенский период может существенно различаться.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг  и содержание мест захоронения, а это значит, что органы местного самоуправления должны были, в соответствии в действующим законодательством, разработать и утвердить Правила захоронения на кладбищах вашего города, в которых должны быть прописаны сроки истечения кладбищенского периода для повторного захоронения умершего  в родственную могилу.

  • Правомерно ли открытие в моргах города пунктов приёма заказов на оказание ритуальных услуг? 07.04.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    В нашем городе ПАО похоронное бюро, образовавшееся вследствие реорганизации сферы ритуальных услуг МУП Спецкомбинат, во всех моргах города открыло пункты приёма заказов на оказание ритуальных услуг по погребению. Является ли это нарушением антимонопольного закона?

     

    Ответ на вопрос:

    ФАС России своим письмом от 23.03.2007 № АК/3795 дает следующие разъяснения по данному вопросу.

    Статья 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребениии похоронном деле»  не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

    В статье 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет совершения хозяйствующими субъектами (группой лиц) любых действий, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе действий, которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (недобросовестная конкуренция).

    Таким образом, действия специализированной организации в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, также оказывающих ритуальные услуги, направленные на приобретение необоснованных преимуществ, совершение недобросовестных действий, которые имеют или могут иметь указанные в статье 14 Закона о защите конкуренции последствия, квалифицируются, как несоответствующие требованиям указанной статьи.

    Вместе с тем действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и иных, осуществляющих функции указанных органов, органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, могут быть квалифицированы, как нарушающие требования статьи 15 Закона о защите конкуренции, а в случае заключения указанными органами соглашений (осуществления согласованных действий) между собой или с хозяйствующими субъектами - как нарушающие требования статьи 16 Закона о защите конкуренции.

    Для получения исчерпывающего ответа Вы можете обратиться  в территориальный орган ФАС России.

  • Обязательно ли производить инвентаризацию захоронений на кладбище? 01.04.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Скажите, пожалуйста, обязательно ли производить инвентаризацию захоронений на кладбище? Это как-то обязывает Закон?

     

    Ответ на вопрос

    Понятие "инвентаризация мест захоронений" в действующем в Российской Федерации законодательстве по организации похоронного дела не отражено.

    Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения. Это значит, что нормативные правовые акты, касающиеся организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, отнесены к компетенции Администрации муниципального образования городского поселения.

    Инвентаризация мест захоронений на муниципальных кладбищах осуществляется в целях:

    - планирования(освоения) территории кладбищ;

    - выявления бесхозяйных захоронений;

    - сбора информации об установленных на территории кладбищ намогильных сооружениях;

    - определения прозрачности деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, либо организаций, оказывающих ритуальные услуги (захоронение, перезахоронение, установка намогильных сооружений);

    - систематизации данных о местах захоронения из различных источников (уточнение данных архива захоронений);

    - выявления преступлений и правонарушений, совершенных в сфере похоронного дела.

    В целях организации инвентаризации мест захоронений  на кладбищах Администрация муниципального образования вашего города может разработать и утвердить Порядок проведения инвентаризации мест захоронений, осуществленных на муниципальных кладбищах (далее – Порядок).

    Порядок должен соответствовать требованиям:

    Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также местного законодательства и нормативных правовых актов

  • Как оформлять платежные документы при оказании ритуальных услуг? 28.03.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Здравствуйте, у нас в городе сейчас практикуется выдача одной ритуальной компанией товарных чеков, а не квитанций строгой отчетности, с формулировкой "подготовка тела к захоронению" на предоставление ритуальных товаров и услуг по захоронению. Когда у родственников спрашивают, за что они заплатили, то они отвечают, что не знают. Им говорят, что "у вас за все заплачено". Правомерно ли это и существует ли единая квитанция о предоставлении ритуальных услуг с полным указанием перечня предоставляемых товаров и услуг? Куда может потребоваться такая квитанция с предоставлением полного перечня? Спасибо.

     

    Ответ на вопрос:

    Товарный чек (квитанцию), как платежный документ, можно выписывать на одну конкретную услугу.

    На самом деле, в процессе подготовки тела умершего к погребению оказывается, как минимум, три-четыре услуги, затем оказываются услуги  по транспортировке умершего, по захоронению, а также приобретаются товары ритуального назначения (гроб, одежда, венки и т.д.).

    СПОК считает неправомерным выписывание товарного чека на общую сумму для оплаты услуг при подготовке тела к погребению, приобретению товаров ритуального назначения и услуг по погребению.

    В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам.

    Формы бланков строгой отчетности утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, ЦБ РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

    Организация или индивидуальный предприниматель выставляют потребителю для оплаты счет или квитанцию на бланке строгой отчетности за оказываемые услуги или реализуемый товар.

    В бланке строгой отчетности обязательно должны быть отражены наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а также их стоимость. В случае неисполнения какой-либо услуги, потребитель может требовать возврат денежных средств за неоказанную услугу.

    Перечень услуг, относящихся к ритуальным, перечислен  в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) ОК 002-93,   утвержденном постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (дата введения 01.01.2014), в том числе:

    услуги по бальзамированию трупа;

    услуги по санитарной и косметической обработке трупа;

    предпохоронное сохранение тел умерших;

    перевозка тела (останков умершего на кладбище (крематорий);

    услуги приемщика заказов службы по организации похорон;

    услуги организатора ритуала по похоронам;

    услуги по захоронению;

    услуги крематориев и т.д.

     

  • Может ли муниципалитет взять в аренду земли у частного собственника под расширение кладбища? 26.03.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    На территории муниципального образования имеется кладбище, которое располагается на муниципальной земле. Границы данного кладбища ежегодно расширяются и подходят к территории земли, которая уже в частной собственности. Сейчас возникает необходимость в расширении границ кладбища, но как уже было сказано,  данные границы попадают под частную территорию. Как быть в этой ситуации? Может ли муниципалитет взять в аренду данные земли у частного собственника? Возможно, в этой ситуации есть какой-либо другой выход. Подскажите, пожалуйста.

    Ответ на вопрос:

    Муниципалитет не может взять в аренду земли у частного собственника под расширение кладбища.

    Вы  можете ознакомиться со статьями 16 и 17 "Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения" в  законе  «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ

    Общественные кладбища  находятся в ведении органов местного  самоуправления, поэтому все возникающие у вас вопросы  Вы должны решать в органах местного  самоуправления.

     

  • Порядок перезахоронения останков 16.03.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Хотел бы чтобы Вы нас проконсультировали вот по какому вопросу. В нашем районе предприниматель для ведения сельского хозяйства получил земельный участок. В ходе обследования участка обнаружил одно заброшенное захоронение. Старожилы села говорят, что во время сталинских  репрессий там был захоронен один репрессированный. Данных - кто он и откуда обнаружить в архивах сельского поселения не удалось.  Предприниматель хочет, чтобы произвели перезахоронение. Ни администрация, ни другие органы решения принимать не хотят.  Прошу вас разъяснить порядок перезахоронения в таких случаях.

     

    Ответ на вопрос:

    В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1996  № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.

    Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.

    При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения соответствующего муниципального района относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а это значит, что организовать перезахоронение обнаруженных останков обязана администрация соответствующего муниципального района.

    Осуществить перезахоронение необходимо в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок перезахоронения.

    Перезахоронение останков должно быть осуществлено за счет средств муниципального образования соответствующего района.

  • Где можно получить лицензию на перевозку тел умерших по городу? 15.03.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Добрый день. Где можно получить лицензию на перевозку тел умерших по городу и межгороду?  Какие ещё документы необходимы для осуществления данной услуги?

    Собираемся приобрести катафалк.

     

    Ответ  на вопрос:

    Вы должны иметь предпринимательский статус: юридическое лицо  или предприниматель без образования юридического лица (далее – ПБОЮЛ).

    Если зарабатываете без регистрации –это незаконное предпринимательство.

    Если Вы зарегистрированы как юридическое лицо или ПБОЮЛ  и работаете на транспортном средстве, то на Вас распространяется Постановление Правительства Российской Федерацииот 02.04. 2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажировавтомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

    Использование автобуса, приспособленного под автокатафалк, означает и перевозку родственников умершего.

    Получить лицензию для осуществления перевозки пассажиров Вы можете в соответствии с административным регламентом предоставления госуслуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144) в Территориальном отделе государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Министерства Транспорта Управления Ространснадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу (г. Ставрополь, ул. Маршала Жукова, д. 21, телефоны отдела лицензирования автотранспорта: (8652)945863; 945861.

    Перечень документов для оформления лицензии на пассажирские перевозки:

    Свидетельство о внесении в единый государственный реестр (ОГРН) (нотариальная копия);

    Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) (нотариальная копия) ; Устав предприятия (нотариальная копия);

    Учредительный договор (нотариальная копия);

    Если были изменения к учредительным документам – то все эти изменения и свидетельства об изменениях (нотариальные копии);

    Банковские реквизиты предприятия;

    Фактический адрес предприятия и контактный телефон органа управления, ФИО руководителя и гл. бухгалтера, копия паспорта руководителя;

    Паспорт технического (ПТС), свидетельство о регистрации ТС; (копии)

    Договор аренды или (если автомобиль не на балансе фирмы) (копии);

    Талон прохождения ГТО (копия);

    Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев АТС на автомобиль (копия);

    Договор на стоянку (копия);

    Договор на ремонт и техническое обслуживание ТС (копия);

    Договор на предрейсовый медосмотр (копия);

    Удостоверения по Безопасности Дорожного Движения (БДД), профессиональной компетентности – (оригиналы);

    Приказ о назначении ответственного за лицензируемый вид деятельности и БДД;

    Печать на Лицензии пассажирские перевозки.

    В соответствии с Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» перевозка умерших к месту захоронения осуществляется специализированным транспортом. Допускается использование другого вида автотранспорта для перевозки умерших, за исключением автотранспорта, используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания.

    После перевозки умерших транспорт должен в обязательном порядке подвергаться уборке и дезинфекции дезинфекционными средствами, разрешенными к применению в установленном порядке.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг  и содержание мест захоронения, а это значит, что Вам необходимо ознакомиться со всеми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оказания ритуальных услуг в части транспортировки умерших.

  • Проблемы с подзахоронением родственников 11.03.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Добрый день. В последнее время у нас в городе возник ряд проблем с захоронениями и благоустройством могил. В частности, для подзахоронений (при наличии места в оградке) у нас требуют кучу документов для подтверждения родства. В большинстве случаев их собрать не представляется возможным. А подхоронить сноху к свекрови или зятя к теще, при согласии родственников, вообще невозможно. А сегодня запретили до 1 апреля устанавливать даже оградки. Люди возмущаются.

    Подскажите, что нам делать?

     

    Ответ:

    В соответствии со статьей 5  Федерального Закона 20 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон)  действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, в том числе,  быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими,  если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 2  статьи 7 Закона -  исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы  ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.

    Условия оговоренные в этом пункте ставят возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте в зависимость от двух обстоятельств:

    - наличия свободного участка для захоронения;

    - наличия на указанном месте могилы ранее умершего близкого родственника, либо ранее умершего супруга.

    К близким родственникам, согласно пункта 3 статьи 5 Закона,  относятся  дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка.

    Следует иметь в виду, что порядок организации захоронений на территории конкретного муниципального образования определяется также местным законодательством, содержащим в себе положения процедурного характера, являющиеся обязательными при исполнении волеизъявления умершего о погребении в конкретном месте, но не противоречащим положениям Закона.

    В соответствии со статьей 25 Закона полномочия по организации похоронного дела на местах  возложены на  органы местного самоуправления, которые должны определить  порядок оказания ритуальных услуг и обеспечить  организацию работы кладбищ. Сроки работ по уборке и благоустройству кладбищ, в том числе и установочные работы должны быть регламентированы местным законодательством. Необходимо отметить, что установочные работы обычно производятся в теплое время года.

     

  • Возмещение затрат на погребение умерших, личность которых не установлена 03.03.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Здравствуйте!
    Организация является специализированной службой по вопросам похоронного дела, т.е.осуществляет погребение умерших согласно гарантированному перечню услуг на основании Постановления органа местного самоуправления. Согласно ФЗ-8 "О погребение и похоронном деле" (ст.9) спецслужбе расходы на погребение возмещают органы ФСС, Пенсионного Фонда.

    Какой орган должен возместить расходы на погребение умерших, личность которых не установлена? В настоящее время эти выплаты производит орган социальной защиты и проверка установила, что поскольку умерший неопознанный, указанные выплаты необоснованны и являются нецелевым расходованием денежных средств. Необходима ссылка на нормы права.

     

    Ответ на вопрос:

    В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального Закона 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон)  погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела  с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

    Статья 12  Закона распространяет свое действие на следующие случаи:

    - погребение умерших, личность которых известна, при отсутствии супруга, близких или иных родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение;

    - погребение умерших, личность которых известна, при невозможности близких или иных родственников, законных представителей осуществить погребение;

    - погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.

    Можно выделить основные особенности организации погребения, характерные для каждого из перечисленных случаев:

    - погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в данном муниципальном образовании. Фактически это означает, что погребение умершего осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории того муниципального образования, где он умер, вне зависимости от его постоянного места жительства и (или) причины нахождения на территории другого субъекта РФ (в другом муниципальном образовании);

    - услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела, ограничены гарантированным перечнем услуг по погребению, который продублирован законодателем в пункте 3 статьи 12 Закона.

    К числу дополнительных особенностей организации погребения умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, относятся:

    - организация такого погребения только с согласия органов внутренних дел;

    - способ погребения - только путем предания земле в силу буквального толкования пункта 2  статьи;

    - место погребения - специально отведенные для погребения данной категории лиц участки общественных кладбищ.

    Статья 12 Закона  развивает положения о беспрепятственной реализации права каждого человека на достойное отношение к его телу после смерти, погребение в соответствии  с гарантированным перечнем услуг.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом  3 статьи 9 Закона.

    Пункт 3 статьи  9, к которому, в свою очередь, отсылает пункт 3  статьи 12, не содержит указаний на порядок возмещения затрат, понесенных специализированной службой по вопросам похоронного дела при оказании услуг, связанных с организацией погребения граждан, личность которых не была установлена органами внутренних дел. Однако, как следует из сложившейся судебной практики, такие расходы возмещаются за счет средств субъектов РФ - по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших, поскольку в отношении умерших, тела (останки) которых являются невостребованными, не может быть установлено, что они являются пенсионерами, работающими или членами семьи работающих граждан.

    Гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых  не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, неработающих и не являющихся пенсионерами, что позволяет расширительно толковать статьи  9 и 12 Закона.

    Этот вывод  поддерживается  в Постановлении ФАС Уральского округа  от 26 сентября 2012 года № Ф09-8618/12 по делу № А50-24724/2011).

    В то же время стоимость соответствующих ритуальных услуг определяется органами местного самоуправления и не может быть ограничена размером социального пособия на погребение 

  • Можно ли нежилое здание, являющееся муниципальной собственностью, в котором ранее располагался морг, в дальнейшем использовать? 02.03.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Здравствуйте! Можно ли нежилое здание, являющееся муниципальной собственностью, в котором ранее располагался морг, в дальнейшем использовать (сдавать в аренду, передавать в пользование третьим лицам)? Если да, то при выполнении каких условий, требований, по какому назначению? И есть ли ограничения по виду деятельности?

     

    Ответ на вопрос:

    Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени  муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом осуществлять  следующие  формы сделок с муниципальным имуществом: сдача в аренду, передача в доверительное управление, в залог, отчуждение в порядке приватизации, совершение иных сделок в соответствии с гражданским законодательством.

    Обращаем Ваше внимание, что решения по вопросам сдачи в аренду муниципального имущества производятся посредством конкурса или аукциона.

    Согласно статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды муниципального имущества осуществляется только по результатам проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-16 части названной статьи.

  • Правомерность взимания платы за перевозку тела умершего к месту вскрытия 12.02.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Доброго времени суток! Ситуация в городе у нас следующая, у нас есть на территории города морг при больнице, но патологоанатом, находящийся там, делает вскрытие только умерших в больнице. У Администрации города есть договоренность с моргом, находящимся в соседнем городе (в 70 км от нашего). Умерших, у которых родственников нет, транспортируют бесплатно в морг и к месту захоронения, а у которых есть - за деньги туда и за деньги - обратно.

    Правомерно ли взимание оплаты (причем немалой) с родственников умерших за транспортировку на судебно-медицинскую экспертизу, а также на патологоанатомическое вскрытие (если умерший без признаков насильственной смерти) в другой город и за обратную дорогу?  

    Ведь люди вынуждены после того, как привезут тело в наш город после СМЭ или вскрытия в прощальный зал (услуги оказываются моргом в нашем городе) еще дополнительно заказывать катафалк к месту захоронения.

     

    Ответ на вопрос:

    Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», регулирующим отношения, связанные с погребением умерших, к сожалению, не предусмотрено предоставление услуги по вывозу тел умерших в морг для проведения судебно-медицинской экспертизы, либо патологоанатомического вскрытия на безвозмездной основе, в связи с чем, взимание оплаты указанной услуги правомерно.

    Действительно, в данном случае, оплата вывоза тела умершего в морг и из морга на кладбище будет весьма значительной.

    В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

    Так как услуга по вывозу тела умершего в морг является ритуальной услугой, СПОК предлагает заинтересованным лицам вашего города обратиться в органы местного самоуправления по вопросу организации приема тел умерших на судебно-медицинскую экспертизу  или патологоанатомическое вскрытие в морг больницы в вашем городе.

  • Разъяснение требований к размещению мест погребения 11.02.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Обращаюсь к Вам с просьбой дать разъяснение требований к размещению мест погребения. В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ №8 от 12.01.96 "О погребении и похоронном деле" "вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 м от границ селитебной территории".

    Первый вопрос, который меня интересует - что понимают под понятием "вновь создаваемые места погребения"? Новые кладбища или новые могилы? Является ли расширение существующего кладбища, т.е. присоединение новой территории к уже существующему кладбищу "вновь создаваемыми местами погребения?"

    Второй вопрос заключается в следующем. В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", а также с СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" регламентируют размещение сельских кладбищ на расстоянии 50 м от жилой застройки. Как эти требования согласуются с п. 2 ст. 16 ФЗ №8 от 12.01.96 "О погребении и похоронном деле", а также с п. 10.6 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (расстояние от кладбища до стен жилых домов не менее 300 м)?

     

    Ответ на вопрос:

    В соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее – СанПин 2.1.2882-11), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84,  устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям  размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

    В соответствии со статьей 2.2 определены ограничения для размещения территорий кладбищ, статьей 2.3 определены основы для выбора земельного участка для размещения кладбищ, а статьей 2.4 определено, каким требованиям земельный участок под кладбище  должен удовлетворять.

    В соответствии со статьей 2.5 СанПин 2.1.2882-112.5. кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:

    - от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), утвержденные, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74, устанавливают класс опасности объектов требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных объектов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

    Размеры и границы санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

    Санитарная классификация кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них приведены в главе 7.1.12.«Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг»,  в соответствии с которой  СЗЗ объектов похоронного назначения классифицируются по классу опасности:

    класс I – СЗЗ- 1000 м. -  крематории, при количестве печей более одной;

    класс II – СЗЗ - 500 м. - кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. (Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается);

    Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью;

    класс III – СЗЗ - 300 м.- кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га;

    класс IV – СЗЗ - 100 м. - кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га;

    класс V – СЗЗ - 50 м. - закрытые кладбища   и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.

    Таким образом, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет размеры СЗЗ в зависимости от вида  погребения  и размера объекта.

    В соответствии со статьей 3.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы СЗЗ объекта устанавливаются от границы земельного участка, отведенному под кладбище, здание или сооружение похоронного назначения, оформленного в установленном порядке до ее внешней границы в заданном направлении, т.е. от края участка и на 50, 100, 300 или 500 метров, в зависимости от класса опасности.

    Из этого следует, что важнейшим условием существования кладбища, как объекта муниципальной инфраструктуры, является обязательное оформление границ земельного участка, на котором расположено кладбище и его кадастровый учет.

    При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что в соответствии со схемой территориального планирования муниципального поселения земельный участок под кладбищем, в соответствии  градостроительным регламентом, должен соответствовать виду разрешённого использования – быть участком  зоны специального назначения - зоной кладбищ и крематориев.

    Следовательно, размер СЗЗ определяется от границы земельного участка, отведенного под кладбище, а если территория земельного участка совпадает с границами кладбища, то от ограждения кладбища, а не от того места, где осуществили захоронение.

    Расширение кладбища возможно только в том случае, если за границей территории кладбища находится территория  земельного участка с аналогичным  видом  разрешенного использования  - земли под кладбища и крематории. Использование под захоронения земельных участков с иным видом разрешенного использования – незаконно.

    Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (поселений, районов)  (при их наличии).

    Что касается п. 2 ст. 16 ФЗ № 8 от 12.01.96 «О погребении и похоронном деле», то необходимо учитывать то обстоятельство, что закон был издан в 1996 году и этот пункт ни разу не изменялся.

    При определении границ СЗЗ кладбища необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и на основании которого был разработан СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

    Под понятием «вновь создаваемые места погребения» в Законе 8-ФЗ от 12.01.1996  подразумеваются новые кладбища, о возможности расширения кладбищ и освоения новых территорий было написано в ответе выше.

  • Заброшенное кладбище 10.02.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Здравствуйте. В одном из районов города имеется территория с бесхозным кладбищем. По документам оказалось, что данная земля находится в собственности администрации. В настоящее время планируется узаконить всю процедуру захоронения (от копания могил, до организации поминок). С инициативой по организации похоронного дела в данном районе вышло несколько коммерческих организаций и предпринимателей. Вопрос может ли частник (ООО, ИП) взять в аренду землю под кладбище и осуществлять копание могил, продажу венков, продажу гробов и т.д.)?

    Если напрямую взять в аренду землю под кладбище нельзя, то как лучше поступить в данном случае, чтобы интересы муниципалитета и бизнеса сошлись в одном знаменателе?  Заранее спасибо!

     

    Ответ на вопрос:

    Согласно Земельному Кодексу земля может быть в государственной собственности, собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности (но не в собственности администрации) и в частной собственности.

    В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» места погребения могут быть по принадлежности –государственные и муниципальные.

    Проект Федерального закона «О похоронном деле в России и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесенный  на рассмотрение в Правительство Российской Федерации предусматривает создание частных кладбищ. Проект закона до настоящего времени не рассмотрен и в какой редакции он будет принят никто не знает.  В соответствии с действующим законодательством, земли на которых расположены места захоронений (кладбища), не могут быть арендованы и передаваться в частную собственность.

    На сегодняшний день необходимо исходить из того, что кладбища могут быть только государственные и муниципальные.

    В своем письме Вы пишите, что в одном из районов имеется территория с бесхозным кладбищем

    В соответствии с Гражданским Кодексом бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен,  либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

    Кладбище, по-видимому,  не бесхозное, а заброшенное – неухоженное в течение длительного периода.

    В соответствии с действующим законодательством кладбища, расположенные на территории муниципального образования, должны содержаться муниципалитетом.  На земельные участки, занятые под места захоронения, должны быть правоустанавливающие документы. Если нет правоустанавливающих документов,  этот участок не внесен в реестр муниципальной собственности муниципального образования. Поскольку нет необходимых документов у Администрации, то они не могут должным образом осуществлять деятельность по организации и содержанию мест захоронения.

    Вам необходимо выяснить у Администрации:

    1. Есть ли правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположено «заброшенное» кладбище  (справка: для того чтобы сделать правоустанавливающие документы на кладбище, в бюджете города должны быть предусмотрены деньги).

    2. Выяснить причину, почему на этом кладбище не осуществляются захоронения. Возможно оно официально, нормативным актом закрыто для захоронений в связи с тем, что оно полностью использовано.

    3. При выяснении всех обстоятельств  постарайтесь найти точки соприкосновения, которые помогли бы Вам и Администрации решить судьбу заброшенного кладбища.

  • В каких нормативных актах регламентируются количество и должности работников кладбища 05.02.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    В каких нормативных актах регламентируются количество и должности  работников, которые должны быть задействованы в работе кладбища и в оказании похоронных услуг.

     

    Ответ на вопрос:

    О  каких организациях идет речь: государственных, муниципальных или коммерческих?  Полагаем, что  о коммерческих.

    Согласно ч.1 статьи 8 ТК РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах свой компетенции в соответствии с трудовым законодательством

    Локальный нормативный акт (ЛНА) – это внутренний документ организации-работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий правила полведения самой организации, свех или отдельных категорий ее работников  в части, не урегулированной трудовым законодательством. Частоту и периодичность изменения локальных нормативных актов определяет работодатель.

    Штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками.

    Штатное расписание  (количество и должности работников) зависит от параметров:

    размеры кладбища и какой основной грунт этого кладбища;

    количество захоронений (в гробу или урной) в день, в месяц;

    захоронение родных или безродных;

    какие виды услуг представляете клиентам и т.д.

    Должности в штатном расписании указываете в соответствии с Приказом Минтруда России от  07.05.2015 г. № 278н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области похоронного дела».

  • Администрация города не убирает кладбища 27.01.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Доброй ночи, это скорее жалоба. В нашем маленьком городке Администрация вообще не смотрит за кладбищами. Мусор кругом, не вывозится вообще, даже заброшенные могилы превращают в свалку, старые ограды, деревья такие, что даже к могилам не пройти, также ограды иду почти рядом друг с другом, грязь. Чтобы пройти к оградам весной надо иметь резиновые сапоги. Наша организация пишет письма, чтобы дали кладбища хотя бы в аренду. На что администрация говорит - нет. Наша организация работает более 10 лет, народ жалуется - ни себе ни людям, как говорится! Подскажите, пожалуйста, в праве ли мы взять кладбище в аренду? Или вообще открыть свое кладбище? И почему кладбища безхозные? Это законно вообще?

     

    Ответ на вопрос:

    Согласно п.22 ч.1 ст.14, п.17 ч.1 ст.15, п.23 ч.1 ст16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронений.

    Обратитесь в Администрацию органа местного самоуправления и попросите дать ответ, почему не убирается территория кладбища, которая находится в его ведении.  Если был проведен конкурс на право содержания  кладбища, и оно было передано организации, выигравшей конкурс, то ответственность за содержание данного кладбища все равно лежит на органе местного самоуправления, которое должно осуществлять контроль за выполнением содержания мест захоронений.

    Закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ и другие нормативно-правовые акты не предусматривают возможности передачи муниципальных, органов местного самоуправления земель кладбищ  в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду и т.п.

    В настоящее время в соответствии с Законом о погребении места погребения могут быть: государственные или  муниципальные.

    В проекте закона, направленном на рассмотрение в Правительство Российской Федерации, предусматривается создание частных кладбищ.

  • Как открыть ритуальный зал? 20.01.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Как открыть ритуальный зал?

     

    Ответ:

    В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению услуги по предоставлению ритуального зала для прощания с умершим (погибшим), а также услуги организатора ритуала по похоронам относятся   к ритуальным.

    Место для открытия, либо строительства ритуального зала, должно соответствовать требованиям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а так же должно быть согласовано с органами местного самоуправления, так как в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.

    Кроме того, при определении места расположения ритуального зала необходимо руководствоваться СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования кразмещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84.

    Необходимо также учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

    Ритуальный зал должен иметь необходимое оборудование   для проведения церемоний прощания.

  • Что делать, если организации не дают копать могилы на кладбище? 18.01.2016

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    Доброго времени суток, вопрос следующий, в нашем городе нам вставляют палки в колеса . Не дают нашей организации копать могилы , ссылаясь на ФЗ о погребение и похоронном деле. Говорят, что у нас нет лицензии . Но сейчас же не лицензируются ритуальные услуги! Местный комитет имущества отправляет к мэру города! Как нам бороться с данной монополией?

    Ответ на вопрос:

    Если у Вас есть доказательства того, что организация не разрешает Вам копать могилы на кладбище, то можете с заявлением и этими материалами обратиться в антимонопольный орган вашего города о нарушении антимонопольного законодательства.

    Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС) выпустила документ, разъясняющий некоторые нюансы, которые следует учитывать при подаче в ФАС и ее территориальные органы заявлений о нарушении антимонопольного законодательства.

    При подаче заявлений необходимо соблюдать порядок, установленный  ч. 1 ст. 44 Закона № 135-ФЗ и п.п. 3.4 и 3.5 Административного регламента заявление в ФАС может быть подано в двух формах:

    • в письменной (путем доставки заявителем лично или курьером под расписку, отправки заказным письмом с уведомлением о вручении);

    • в электронной (путем направления электронного документа, в том числе через портал госуслуг).

    Подаваемое в ФАС заявление должно содержать:

    • ФИО заявителя;

    • адрес места жительства заявителя (физического лица);

    • имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подается заявление;

    • описание нарушения антимонопольного законодательства;

    • существо требований, с которыми обращается заявитель;

    • перечень прилагаемых документов.

    К заявлению нужно приложить документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. Если таких документов нет, следует указать причину их непредставления, а также предполагаемые лицо или орган, которые могут выдать такие документы (ч. 2 ст. 44 Закона № 135-ФЗ).

    Особое внимание заявителей ФАС обращает на необходимость проставления личных подписей заявителя или его представителя на копиях документов, представляемых на бумаге. Если документы электронные – обязательна электронная подпись заявителя или представителя (п.п. 3.7, 3.9 Административного регламента).

  • Сотрудники морга отказываются выдать кассовый чек 06.12.2015

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    1. Почему сотрудники морга отказываются выдать мне приходный кассовый ордер или кассовый чек к товарном чеку, где перечислены виды услуг, оказанных в морге моему умершему свекру.

    2. И что такое комплекс санитарно-гигиенических услуг, если к нему относится обмывание и одевание трупа, то почему они за это берут деньги, ведь они обязаны делать эти процедуры бесплатно?..

    Ответ:

    Закон гарантирует родственникам, законным представителям умершего, что тело будет содержаться в морге бесплатно до 7 суток. Если же похороны приходится отложить, то срок может быть продлен до 14 дней. Кроме того, согласно действующего законодательства, некоторые услуги морга должны предоставляться бесплатно:

    обмывание и одевание покойного;

    укладывание в гроб и вынос гроба для выдачи родственникам или законным представителям.

    Обращаясь в морг, следует ознакомиться с перечнем всех бесплатных и платных услуг, которые должны быть перечислены в прейскуранте. Если за те услуги, которые должны предоставляться бесплатно, в государственном морге требуют заплатить определенную сумму, Вы имеете право заявить о незаконности таких действий и пригрозить жалобой в соответствующие органы.   Если Вам не показывают прейскурант услуг, Вы должны  предупредить сотрудников морга, что будете обращаться в прокуратуру, с жалобой на  вымогательство. Необходимо попросить предоставить чек с подробным описанием оказываемых услуг. Чек впоследствии будет являться доказательством и даст возможность оспорить незаконные действия работников морга. Если Вам не предоставили чек, оформите это актом с привлечением показаний свидетелей, которые при этом присутствовали и могли бы подписать данный акт. При отсутствии чека или акта, при обращении в прокуратуру Вы не сможете доказать, что Вам не дали требуемые документы об оплате наличными деньгами за оказанные услуги.

  • О процедуре перезахоронения останков родственников 03.12.2015

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    После перезахоронения на территорию действующего кладбища моих родственников была установлена ограда и кресты. Спустя 2 года ограда и кресты вновь перенесены т.к. перенесено общее ограждение кладбища. Как я могу удостовериться в том, что останки моих родственников находятся в черте ограды, а не за забором кладбища?

    Ответ:

    Перезахоронение останков умерших осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными Постановлением от 28.06.2011 № 84 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

    Кроме того, при проведении перезахоронения останков умерших, лица, осуществляющие перезахоронения, руководствуются постановлениями, распоряжениями, приказами исполнительных органов государственной власти городского или районного уровня, либо органов местного самоуправления, а также приказами, распоряжениями и инструкциями организации,осуществляющей перезахоронение останков умерших.

    В целях установления причин и порядка перезахоронения останков Ваших родственников с одного участка кладбища на другой не по вашей инициативе рекомендуем в письменной форме обратиться к руководству организации, осуществляющей оказание ритуальных услуг на данном кладбище, со следующими вопросами:

    1. Указать причину необходимости перезахоронения останков.

    2. Почему родственников не известили письмом о предстоящем перезахоронении?

    3. Проверить наличие акта о произведенном перезахоронении останков.

    В случае, если Вы не будете удовлетворены полученным ответом в полной мере, то можете потребовать, в целях обнаружения гроба с останками,  осуществить прощупывание места захоронения останков с составлением акта по результату проверки.

    В случае, если Вы не будете удовлетворены ответом  на обращение,  вы можете обратиться в Прокуратуру.

  • Чем регламентируется возврат ритуальных товаров? 19.11.2015

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос:

    На какие санитарные нормы можно ссылаться при отказе в возврате ритуальных принадлежностей, купленных в соответствующем магазине? Например, возврат платья ритуального для покойной. (С объяснением, что не подошло по размеру)

     

    Ответ:

    Санитарные нормы и правила не регламентируют порядок возврата ритуальных принадлежностей (платье для покойной), купленных в магазине.

    Обмен и возврат данного товара  регулируется нормами Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

  • Возможно ли строительство частного колумбария? 02.11.2015

    (FAQs)

    Open or Close

    Вопрос: 

    Добрый день,  прошу Вас подсказать алгоритм сотрудничества с администрацией города, на предмет того, что у меня есть земля с разрешенным видом использования "ритуальные услуги", где я хочу построить колумбарные стены и сдавать ячейки в аренду для хранения урн с прахом. 

     

    Ответ на вопрос:

    В соответствии с ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса неотъемлемым элементом правил землепользования и застройки являются градостроительные регламенты, которые определяют правовой режим земельных участков. Существует карта градостроительного зонирования и перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования  - Зона специального назначения (СН):

    СН-1 – Зона, занятая кладбищами.

    Земли с разрешенным видом использования «ритуальные услуги» - нет. Если у Вас есть свидетельство о государственной регистрации права на  земельный участок с разрешенным видом использования, с этим документом обращаетесь в Администрацию вашего города, где Вам подскажут алгоритм  ваших действий по строительству «колумбарных стенок».

    Однако в настоящее время законодательство Российской Федерации ( Гражданский, Земельный  и Градостроительный кодексы и Закон о погребении и похоронном деле) не предусматривают строительство частных колумбариев.

    Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации ,  внесенный в Правительство РФ, Минстроем РФ предусматривает, что колумбарии могут быть частными. С принятием вышеуказанного Закона можно смело приступать к строительству колумбарных стенок. 

     

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (ПОЛНЫЙ АРХИВ)

 

СОЮЗ ПОХОРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КРЕМАТОРИЕВ (СПОК)

191036, Санкт-Петербург, 
ул.1-я Советская, 8

 

 

 

ТЕЛЕФОН PHONE NUMBER

8 (921) 962-48-99 

8 (812) 408-96-48

8 (812) 408-96-17

 

 

 

 

 

Электронная почта E-mail

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ СОЮЗА

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете нашу политику конфиденциальности.

©2013-2017 СОЮЗ ПОХОРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КРЕМАТОРИЕВ (СПОК) 

Union of Funeral Organizations and Crematoriums

На нашем сайте мы стараемся максимально полно собрать новости похоронного бизнеса из разных интернет-изданий. Редакция не несет ответственности за сведения, содержащиеся в перепечатанных материалах. 

Политика в отношении обработки персональных данных (Политика конфиденциальности)