СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЧЛЕНАМИ СОЮЗА

9 maya gvozdika

КАТАЛОГ ОНЛАЙН-БАЗ ЗАХОРОНЕНИЙ

Nadgrobie1

Два дня, 26 и 27 июня, в Санкт-Петербурге уже третий раз проходил форум специалистов похоронного дела. В его работе приняли участие более 220 руководителей и специалистов предприятий похоронной отрасли, индивидуальных предпринимателей, представителей органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных и научно-образовательных учреждений, религиозных конфессий Москвы, Нижнего Новгорода, Комсомольска-на-Амуре, Новосибирска, Иваново, Бузулука, Ульяновска, Челябинска и других городов России.

Организатором мероприятия выступили некоммерческое партнерство «Союз похоронных организаций и крематориев России» (НП СПОК) и Ассоциация предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона при поддержке Комитета Государственной Думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов, Общественной палаты РФ, правительства Санкт-Петербурга.

Основными темами, которые обсуждались на форуме, стали современные тенденции и проблемы развития отрасли, принятие решения правительства Российской Федерации о передаче полномочий по организации и контролю за деятельностью похоронной отрасли в ведение Министерства по строительству и ЖКХ; модернизация похоронного законодательства; законодательные инициативы и их влияние на похоронную отрасль; московский закон и его последствия; организация похоронного дела в муниципальных образованиях: социально-экономические и структурно-функциональные модели; государственно-частное партнерство в сфере похоронного дела; возможные механизмы регулирования отрасли в России: технические стандарты, сертификация, обязательные и добровольные формы регулирования, перспективы развития саморегулирования, земельные отношения в сфере похоронного дела.

По словам исполнительного директора «Союза похоронных организаций и крематориев» Елены Андреевой, за прошедший год произошло два важных события.

Первое — появление законопроекта «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в сфере погребения и похоронного дела на территории субъектов РФ — города федерального значения Москвы и Московской области», который предполагает объединение усилий пока всего двух субъектов по наведению порядка в похоронной сфере. Его авторы уверяют, что проект пилотный, а в его основе лежит возвращение к лицензированию. Документ вызвал жаркие споры и дискуссии. В частности, президент Союза похоронных организаций и крематориев Павел Николаевич Кодыш несколько раз задавал вопрос своим оппонентам — в чем отличие Москвы и Московской области от всех остальных регионов. Почему по этому законопроекту Москве что-то можно, а, допустим, Новосибирску — нельзя? Но внятного ответа так и не получил.

Второе — подготовка изменений в Федеральный закон 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», новая редакция которого уже прошла общественные слушания и была направлена на доработку в рабочую группу, созданную при Комитете ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов.

«Федеральная антимонопольная служба провела общественные слушания этого законопроекта. Любой человек мог зайти на сайт, прочитать законопроект и высказать свое мнение. Мы, со своей стороны, также занимались сбором мнений относительно законопроекта. В итоге сверстали некий документ, который можно обсуждать. В этом документе была предпринята попытка изложить единые требования для всех. Мировой опыт подтверждает: должны быть единые требования и подход. ГУПы и МУПы давно себя дискредитировали», — такое мнение озвучила на форуме представитель Федеральной антимонопольной службы.

«Однако практически сразу после этого правительство России приняло решение о передаче полномочий по управлению отраслью в ведение Министерства строительства и ЖКХ», — сообщила Андреева.

То, что у отрасли появился государственный орган, регулирующий, координирующий и контролирующий ее работу в масштабах страны, стало, пожалуй, ключевым моментом. Ведь если в двух столицах — Москве и Петербурге — за похоронное дело отвечали региональные комитеты и департаменты, то по все остальной России с момента развала Союза хоронили как бог на душу положит. И Федеральный закон №8 уже безнадежно отстал от современных реалий.

Теперь, когда у отрасли появился федеральный куратор, наделенный полномочиями по организации и контролю за ее деятельностью, наконец может появиться единая система управления похоронным делом, нормативно-правовое регулирование, определение прав и полномочий участников рынка. Специалисты выступили с докладами, власти обозначили направление деятельности. Основным вопросом стало обсуждение проблем законодательных.

«Уже создана рабочая группа для обсуждения конкретики. Ведь предложенный Москвой документ заранее не согласовали с профессиональным сообществом. Поэтому люди переживают», — пояснила Елена Андреева.

Участники форума отметили следующие характеристики современного рынка ритуальных услуг в России: либо возврат к лицензированию отдельных видов похоронных услуг, либо развитие саморегулируемых организаций; отсутствие стройной системы управления отраслью, а также точной системы учета, в т.ч. мест захоронения; отсутствие достаточного набора нормативно-правовых документов, позволяющих регулировать организацию похоронного дела (не прописаны все необходимые регламенты и процедуры, профессиональные и квалификационные требования к кадрам); не решен вопрос конфликта интересов между сферами ритуального обслуживания и медициной, так как морги и патологоанатомические отделения повсеместно пытаются подменить собой похоронные организации; дефицит земель в крупных городах, теневой рынок; коррумпированная схема взаимосвязи между потребителем и исполнителем, что выражается в покупке и продаже информации о фактах смерти с целью «перехвата» клиента в условиях жесткой конкуренции, особенно в крупных городах и мегаполисах. По некоторым данным, в Москве на одного усопшего приходится от 5 до 8 ритуальных агентств.

А замминистра Минстроя Андрей Чибис заявил, что в столице уже не в диковинку стали случаи, когда и человек еще не скончался, и родственники еще о его состоянии не знают, а похоронные агенты уже атакуют семью с предложением набора услуг.

«Все знают, что похоронное дело — это чувствительная сфера. Когда приходит горе, человек готов отдать последнее, чтобы достойно проводить близкого человека в последний путь. Прискорбно, что сегодня рынок переполнен недобросовестными участниками, которые делают «грязные» деньги на горе людей. Если спросить тех, кто сталкивался с трагической ситуацией, похоронами своих близких, то они называют представителей ритуального сообщества жуликами и вымогателями. Мы будем бороться с мошенниками, которые создают нездоровую конкуренцию на этом рынке. Пора этот обман на слезах прекратить. Министерство должно получить внятные ответы на все вопросы, чтобы сформировать концепцию развития отрасли», — заявил Андрей Владимирович.

Он также посетовал, что нет учета захоронений, никто не знает достоверного количества кладбищ. По разным оценкам получается «вилка» от 30 до 70 тысяч. Павел Николаевич Кодыш считает, что кладбищ в России почти 59 тысяч, и еще 13 крематориев. Но если цифры кладбищ разнятся, то относительно их состояния все сходятся в одном — многие из них запущены до такого состояния, что страшно зайти. Неизвестен и оборот средств в похоронной отрасли. Эксперты оценивают его примерно в 35 миллиардов рублей ежегодно. И это, по словам господина Чибиса, только верхушка айсберга.

Главную же свою задачу министерство видит в том, чтобы сделать этот рынок легальным, вывести из тени, обеспечить профессионалами.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства по погребению и похоронному делу Михаил Моисеевзаявил, что, возможно, окончательный вариант законопроекта будет готов к октябрю этого года. «Дай бог, чтобы он был принят и начал действовать к 9 мая 2015 года», — выразил надежду депутат.

Ну а участники форума, специалисты в сфере похоронного дела могут в течение месяца направить свои замечания и предложения по тексту законопроекта.

Во второй день руководители предприятий похоронной отрасли из различных регионов обменивались опытом. И стало понятно, что, несмотря на общие проблемы, многое зависит и от местных условий и правил игры. Так, к примеру, Москва известна своими «битвами за клиента» и острым дефицитом земли. В свою очередь, Санкт-Петербург, второй по значимости мегаполис страны, эти проблемы успешно решает, опираясь на региональное законодательство и четко выстроенную работу всех предприятий отрасли. Своим опытом работы с исполнительной властью поделились руководители Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.

Участники форума, рассмотрев и одобрив предложения Союза похоронных организаций и крематориев, определили первоочередные задачи дальнейшего развития похоронной отрасли. Это необходимость совместно с Министерством строительства и ЖКХ РФ сформировать рабочую группу по анализу состояния похоронной отрасли, экспертизе основных проблем и определению основных направлений развития отрасли. Еще одна задача — выработка единой государственной политики в области развития похоронного дела и его нормативно-правового регулирования. Также важно совершенствовать нормативно-правовую базу, в том числе внести изменения в закон РФ «О погребении и похоронном деле»; внести дополнения в Земельный кодекс РФ; разработать и утвердить государственные профессиональные и образовательные стандарты в сфере похоронного дела, выработать корпоративные стандарты деятельности и этический кодекс работников похоронной отрасли.

Участники форума в итоговой резолюции также отметили необходимость определения форм государственного регулирования и поддержки отрасли. В том числе:

— разработку и утверждение федеральных целевых программ развития похоронного дела и его инфраструктуры, отдельных категорий объектов похоронного назначения;

— разработку и утверждение региональных и местных программ развития похоронного дела за счет различных источников финансирования;

— разработку методических рекомендаций по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения для органов местного самоуправления.

Также необходимо определить формы государственного, регионального и местного контроля за деятельностью лиц, оказывающих ритуальные услуги, разработать и принять государственную антикоррупционную программу в сфере похоронного дела.

Ксения КИРИЛЛОВА

 

Источник: funeralassociation.ru

 

Материалы с форума (видео, фотогалерея,  тексты докладов)

СОЮЗ ПОХОРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КРЕМАТОРИЕВ (СПОК)

191036, Санкт-Петербург, 

ул.1-я Советская, 8

 

ТЕЛЕФОН

8 (921) 962-48-99 

8 (812) 408-96-48

8 (812) 408-96-17

Электронная почта

spok.lena@mail.ru

icc.spb@mail.ru

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ САЙТА

captcha

©2013-2018 СОЮЗ ПОХОРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КРЕМАТОРИЕВ (СПОК) 

Union of Funeral Organizations and Crematoriums

На нашем сайте мы стараемся максимально полно собрать новости похоронного бизнеса из разных интернет-изданий. Редакция не несет ответственности за сведения, содержащиеся в перепечатанных материалах. 

Политика в отношении обработки персональных данных (Политика конфиденциальности)